История «Ростовской финифти»

Ростовская финифть.

Ростов Великий с 18 века и до наших дней является крупнейшим центром эмальерного искусства России. Первые упоминания об эмалевом деле на Руси обычно связывают с Ипатьевской летописью (1174 – 1175).

Финифтью на Руси называют художественную эмаль. Единого мнения относительно происхождения слова »Финифть» не существует. Одни учёные считают, что оно происходит от греческого фингитис, что означает »светлый, блестящий камень», другие же полагают, что оно произошло от Византийского слова химипет, в свою очередь ведущего начало от греческого глагола, означающего »лить, плавить».

В настоящее время этот термин в основном используется лишь применительно к ростовскому художественному промыслу и присутствует в одноимённом названии фабрики: »Ростовская финифть».

Первооткрывателем техники, которую унаследовала фабрика »Ростовская финифть», был французский ювелир Жан Тутен. В 1632 году он первым раскрыл секрет эмалевых красок и тем самым расширил рамки использования художественной эмали. В этом же столетии в мастерских Московского Кремля появились первые изделия.

Первые упоминания о Ростовской финифти относятся ко второй половине 18 века. В собраниях Государственного Исторического музея, Государственного Русского музея и Ростово-Ярославского музея-заповедника хранится финифть, которую можно датировать этим временем.

Ростовская финифть быстро завоевала заслуженное доверие во многих городах России, что не удивительно, ведь возникновение школы расписной финифти в Ростове Великом было подготовлено небывалым расцветом изобразительного искусства и архитектуры этого старинного русского города во второй половине 17 столетия.

Этот рассвет во многом был обязан деятельности митрополита Иоана Сысоевича, построившего и украсившего множество храмов земли Ростовской, в том числе знаменитую ростовскую звонницу и большую часть храмов Ростовского Кремля. На эту грандиозную стройку приглашалось множество мастеров из других городов, например, мастера Московского Кремля. В Ростове, как известно, работали такие знаменитые мастера иконописи, как Гурий Никитин и Дмитрий Григорьев. Так или иначе, к концу 18 века в Спасо-Яковлевском монастыре образуется первая мастерская художников-миниатюристов, которая становится известной во всей России.

Со временем у ростовской финифти образуется свой стиль – экспрессивный, с динамичной композицией, отличный от иконографии того времени и берущий своё начало скорее в стиле барокко. В Ростовском музее-заповеднике хранятся великолепные произведения мастеров того времени: А Всесвятского, А.Мощанского, П.Иванова, С.Петрова и других.

К этому времени окончательно утвердилась технология ростовской финифти, которая сохранена фабрикой »Ростовская финифть» и актуальна по сей день.

Расскажем о технологии изготовления финифти подробнее: Из тонкого медного листа вырубается основа будущей живописной пластинки, которая выковывается определённым образом и затем с двух сторон по особой технологии покрывается размолотой эмалью. Эмаль – это стекловидная масса, которая в зависимости от добавляемых в неё окислов металлов и других составляющих окрашивается в различные цвета. Подготовленная таким образом пластина обжигается в муфельной печи при температуре 800 °С.

Сочетание опыта эмальеров прошлого с современными технологиями нанесения эмалей и применение оригинальных печей для обжига позволяет создать блестящую, играющую огненными бликами эмальерную пластинку. На подготовленную таким образом пластинку наносится рисунок и начинается живопись. Первый слой красок кладется самыми широкими кистями и называется »малевкой». Затем следует обжиг в муфельной печи при определенной температуре. Эмаль при этом снова расплавляется, а термостойкие краски, накрепко соединяются с эмалью, как бы »утопают’ в ней. Потом вторая прописка — и снова обжиг. И так несколько раз. Финифть обретает свои характерные качества: особую прозрачность, лучезарность и звучность чистых красок, только эмали свойственную глубину многослойной живописи, как бы светящейся изнутри. В муфельной печи многие краски меняют свой цвет и художник должен предугадать, почувствовать какими они будут после обжига. Так рождается образец ручной росписи, несколько раз побывав под лупой и в жаре муфеля гармонично связанный с предметом, который он украшает, будь то оклад Библии или изящная шкатулка.

Филигранное оформление придает изделиям из финифти особую красоту. Филигрань \скань\ — это сочетание двух элементов, из которых создается оправа – это тонкая образующая кружево из металла скрученная проволока и мельчайшие шарики \зернь\. Материалом для изготовления скани служат чистые металлы и их сплавы: золото, серебро, медь. Внедрение современного оборудования для изготовления скани значительно облегчает труд квалифицированных мастеров – филигранщиков. Оправа для финифти паяется серебряным припоем. Гальваническое покрытие оправы драгоценными металлами – золотом, серебром с последующим цветным оксидированием.